+7 (394) 223-37-66 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4

Уран А. Донгак. Тема Ленина и Октябрьской революции как культурные каноны соцреалистического искусства в тувинской поэзии

В статье рассматривается вопрос формирования и развития тувинской литературы в
условиях тоталитарного искусства. С позиций эстетики соцреализма выявляются культурные каноны
соцреализма в произведениях тувинских поэтов и объясняются такие понятия как ритуальность,
риторичность, самоцензура, двоемыслие и двуслойность в художественных произведениях. Обращение
к теме завоеваний социалистической революции, теме Ленина и Октябрьской революции, восхваления
Сталина как великого вождя народов становятся обязательными, ритуальными, канонизированными
составляющими тувинской советской литературы, начиная с первых годов становления тувинской
национальной литературы (1927-1930 гг.). Тема Ленина и Октябрьской революции в тувинской литературе
советского периода была ведущей темой вплоть до конца 1970-х гг. Доминантой поэтического творчества
тувинских поэтов на протяжении всего советского периода является понятие счастья, выраженное
словами «аас-кежик» (счастье), «кежик» (удача), «чыргал» (блаженство, рай), «чыргалаң» (райская жизнь,
благоденствие), аккумулирующими эстетический идеал эпохи. Поэтические сборники тувинских поэтов
и издания альманаха «Улуг-Хем» неизменно открывались разделом, включающим эти «общие места».
Как средство литературной саморефлексии, литературоведческие труды и критика анализировали
произведения прежде всего в заданном ракурсе.
В статье автор фокусирует внимание на аналитических инструментах содержательного плана (тема,
«общие места», канон, эстетический идеал), а также хронологическом ракурсе изучения тувинской
советской литературы. Период 1940-х — конец 1970-х гг. предварительно обозначается как расцвет
социалистического реализма в тувинской литературе, 1980-ые – переходный период, накапливающий
новые смыслы и выразительные формы, подступая вплотную к 1990-му г., определяемому как завершение
гегемонии соцреализма, маркированному выходом на сцену постмодернизма, несущего новое веяние,
свободное от идеологизированного искусства. Автором также подчеркивается важность понимания
мировоззренческой основы выделяемых культурных канонов; эстетического идеала, запечатленного
в произведениях, а также переходного состояния литературы от традиционалисткой поэтики к поэтике
художественной модальности.

 

Статью можете скачать по этой ссылке