В статье рассмотрены особенности песнопения – алгыш1
в процессе 
камлания известных шаманов –– Шончура Сояна и Тожу Дежит из с. Кунгуртуга 
Тере-Хольского района Тувинской АССР, которые выступили информантами 
советского этнографа С. И. Вайнштейна [Вайнштейн 1991; Вайнштейн 2009]. 
Автором статьи описан краткий реестр архивных материалов из фонофонда 
научного архива Тувинского института гуманитарных и прикладных исследований 
при Правительстве Республики Тыва (далее – НА ТИГПИ), которые являются 
образцами камлания вышеперечисленных шаманов2
. В статье использованы 
также результаты собственного исследовании автора, проведённого во 
время Первого Всероссийского фестиваля шаманов «Дунгур» в Республике 
Тыва (в м. Алдын-Булак Кызылского кожууна с 20 по 22 июня 2022 г.). Путём 
анкетирования и интервьюирования шамана Тос-Кириш Хөхөө оглу От-оола (1989 г.р.), представителя этнических тувинцев, проживающих в сумоне Цэнгэл 
Баян-Ульгийского аймака Западной Монголии, сопоставлен стиль тувинских 
шаманов с манерой исполнения шамана из Монголии. Выявлены общие черты 
шаманского ритуала общения с духами в практике тувинских шаманов из 
Кунгуртуга и шамана из числа этнических тувинцев Монголии. Автор приходит 
к выводу, что наследие шаманского фольклора с такими составляющими, 
как поэтические импровизации, интонационная манера песнопения, игра на 
музыкальном инструменте демир-хомус во время камлания, использующиеся 
в комплексе шаманского обряда указанных шаманов, проживавших в Юго-Западной части Тувы, а также шамана из Монголии, могут выступить источником 
для сравнительного изучения мифологии и древних верований тувинцев из двух 
сопредельных стран.