В статье проведен анализ традиционных песен тувинцев сумона Цэнгэл1
Баян-Улэгэйского аймака западной Монголии, которые
представляют собой древнее культурное наследие, отражающее мудрость
народа с уникальными мелодическими оборотами и разнообразием жанров.
Рассматриваются базовые традиционные песни ценгельских тувинцев
Монголии, собранные во время экспедиции в 2015 г., а также представлен
сравнительный анализ общих и локальных характеристик с материалами
предыдущих исследователей Э. Таубе, Г. Золбаяр и др., начиная с 1966 г.
Автор приходит к выводу, что с конца 1980-х годов прошлого века гастроли
фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва» способствовали культивированию народных и авторских песен ценгельских тувинцев, что стало
важной вехой в истории современной культуры Тувы. Мотивы песен, таких
как «Мажалыкта турган чылгымның» («Табун мой у сопки») и «Коңгурей»,
исполненных цэнгэльской вокально-инструментальной группой «Ак Бедик»
(Белая высота/возвышенность), представляют собой интересный объект
для исследования в контексте культурной трансформации и интерпретации
традиционного искусства. Эти произведения, первоначально сохранившие
свою аутентичность, со временем были адаптированы и переосмыслены, что позволило им занять значительное место в репертуаре всемирно известной
фолк-группы «Хун-Хурту».
Данная трансформация свидетельствует о динамичности культурных
процессов и способности традиционных мотивов находить новое звучание
в современных интерпретациях. Включение цэнгэльских народных песен в
международный контекст не только способствует их популяризации, но и
подчеркивает уникальность культурного наследия этнических тувинцев в
Монголии. Судьба этих песен отражает не только локальную, но и мировую
культурную самобытность, что делает их важным объектом для дальнейшего
изучения в области музыкальной антропологии и культурологии.