+7 (394) 223-37-66 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4

МОНГОЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ «СУТРА-САНГ (ВОСКУРЕНИЯ) ЛИСИЦЕ» ИЗ ТУВЫ: СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена анализу текста рукописи «Сутры-санг
(воскурения) лисицу (Ünegen-ü sang sudur orošiba) на старописьменном
монгольском языке, хранящейся в фонде буддийских рукописей и ксилографов Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва2
.
Автором проанализированы особенности монгольских ритуальных
текстов, история изучения сутры российскими и зарубежными учёными, а
также структура, содержание, семантика и происхождение текста. Выделены
буддийские, тенгрианско-шаманские компоненты и ритуально-обрядовый
аспект сутры. Исследованы культ лисы и зооморфная символика в религии
и культуре народов Восточной Азии. Сделаны выводы о том, что это архаичный текст, имеющий тибетское происхождение, синкретический по своему
характеру и содержащий разные культурно-религиозные пласты. Показано,
что, несмотря на текстовые вариации в разных версиях, сутра имеет четко
прослеживаемую единую основу, построенную на добуддийских верованиях
с пантеоном тенгриев, шаманскими культами почитания предков, духов-хозяев земли, гор, рек и жертвенными ритуально-обрядовыми практиками
тюркских, монгольских народов и буддийском обрамлении. Сутра также
содержит элементы древних анимистических и тотемических представлений. Смысловым стержнем сутры являются противопоставление чистого загрязнённому, осквернённому, а также апотропеическая идея избавления от
скверн, грехов, нарушений табу через санг лисице.
Ареалом бытования текста являлись территории Монголии, Внутренней
Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Бурятии и Тувы.

 

Статью можете скачать по этой ссылке