В статье речь идет об особенностях исполнительской
традиции (ритуалах, табу, тэнгрианских воззрениях, поверьях, представлений, связанных с исполнением эпических сказаний и отгадыванием загадок)
урянхайцев Западной Монголии. Также дана краткая историографическая
справка об истории расселения, основных родоплеменных группах и о традиционной культуре урянхайского народа. Основной целью авторов явилось
выявление этнического своеобразия исполнительской традиции урянхайцев Западной Монголии с задачей дальнейшего сравнительного изучения
этих особенностей с традициями этнических тувинцев1
и других этнических
групп Западной Монголии. При написании статьи авторами были использованы историко-типологический и комплексный методы, а также методы полевого исследования при сборе и фиксации материалов (включенного наблюдения, интервью, опроса), применены метод обзора, обобщения. Новизна
исследования состоит в том, что впервые в тувинской фольклористике было
обращено внимание на исполнительские традиции инонационального фольклора с задачей дальнейшего сравнительного изучения двух разных эпических традиций – тувинцев и урянхайцев. Материалом для исследования
послужили полевые записи авторов, полученные в ходе выполнения экспедиционного проекта РГНФ-2015: 15-04-18003 е — «Малочисленные этносы
тюркского происхождения (хотоны, урянхайцы Монголии и тувинцы Китая):
духовная и материальная культура» (руководитель А.С. Донгак).
В результате авторы пришли к выводу, что эпические традиции тувинцев и народов Западной Монголии имеют много общих черт, связанных с
исполнением сказок (сезонная приуроченность, музыкальное сопровождение (хотя у тувинцев не всегда парактиковалось сопровождение инструментами), уважительное отношение к духам-хозяевам местности, в данном
случае, Алтайских гор и природы, обычай вручения небольшого подарка
сказителю и т.д.).