Автором предпринимается попытка изучить особенности
творчества тувинского мастера-камнереза Юрия Ооржака (1959-2023 гг.).
Феномен Ю. Д. Ооржака, признанного народного художника-камнереза, не
получившего базового художественного образования, неоспорим. Одаренный
мастер самостоятельно освоил навыки камнерезного искусства, благодаря
своему трудолюбию, достиг признания в профессиональной художественной
среде. Ранее опубликованные материалы, касающиеся творчества данного
тувинского резчика, носят справочный, обрывочный характер, сводящийся
к небольшим предисловиям в каталогах художественных выставок или
статьям в периодических изданиях, чаще региональных газетах. Автором
статьи рассмотрены и проанализированы некоторые работы мастера начала
2000-х гг., а также малая пластика, созданная художником в последние годы
творческой деятельности. Среди них такие произведения, как «Грозный
сарлык», «Маленький богатырь», «Ойтулааш» и др. Формальный и
биографический методы способствовали раскрытию общих и частных черт
творчества художника-камнереза. Также примененные при написании данной
статьи эмпирический и качественный методы позволили отразить в материале
ранее не изученные аспекты вопроса. Ранние произведения Ю. Ооржака
из агальматолита и серпентинита в основном выполнены в традиционном
реалистично-декоративном стиле, статичны. В жанровом плане его малая
пластика достаточно однотипна, поскольку Юрий Дажыйович предпочитал
вырезать композиции, изображающие анималистические сюжеты (сарлыков, архаров, верблюдов и т.д. в статике или динамике). Его произведения
уникальны по своему обобщенному видению и декору, который демонстрирует
динамику в статичной фигуре. Небольшие анималистические фигурки по
своему характеру такие же цельные и основательные, как полноценная круглая
скульптура.