+7 (394) 223-37-66 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4

ДАРЫМА О. К.-Ч. — УЧЕНЫЙ, ДУХОВНЫЙ ПРАКТИК И ЕГО ВКЛАД В ВОЗРОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА В ТУВЕ

Данная статья представляет собой мемуарный
очерк, посвящённый учёному, известному фольклористу,
Заслуженному работнику Республики Тыва О. К-Ч. Дарыма
(1934-2000). Статья основана на личных воспоминаниях автора –
Ч. О. Адыгбай, дочери Ондара Киш-Чалааевича. Рассмотрены биографические
сведения, ранее неизвестные широкому кругу исследователей, связанные с
научной деятельностью и отношениями учёного с духовными учителями,
представителями буддийского духовенства Тувы последней четверти XX века.
Дарыма О. К.-Ч. гармонично сочетал в своей деятельности служение интересам
науки и духовные практики.
Биографические сведения касаются его родового происхождения (тув.
ада-өгбе төөгүзү, угу, төрел-аймаа), некоторых его легендарных предков,
родственников, среди которых были, в частности, Дажыма-хунду БичеХовалыг, который являлся одним из главных руководителей восстания АлданМаадыр (1883-1885), и высокообразованный лама Лопсан-Чимит Монгуш
(1888-1942), разработчик одного из вариантов тувинской письменности.
Духовными наставниками, помогавшими ему в освоении буддийской
традиции, были известные ламы: Хомушку Кенден-Сюрюн, Куулар Шымбайоол, Оюн Люндуп, которые прошли суровые испытания репрессиями в период
сущестования ТНР и СССР. Несмотря на гонения и запреты, вышеназванные
ламы были известны народу, к ним обращались для проведения религиозных
обрядов. Для иллюстраций в статье использованы фотографии из семейного
архива.

 

Статью можете скачать по этой ссылке