На основе полевых, архивных и опубликованных материалов по исполнительской
традиции тувинцев автор исследует эволюцию синкретического типа исполнителей.
Сказительство, шаманство и исполнение мифа рассматривается на примере биографий и
репертуаров представителей трёх поколений исполнителей Сут-Хольского кожууна.
Актуальность рассматриваемой проблемы автор видит в том, что анализируемый материал
подтверждает относительно устойчивое живое бытование древнего синкретического типа
исполнительской традиции тувинцев, которое постепенно дифференцировалось и повлияло на
особенности развития современного исполнительства.
Автор приходит к выводу, что исполнительская традиция тувинцев, основанная на их
религиозно-мифологических воззрениях, долгое время сохраняла свою непрерывность и
устойчивость, но только в последнее время претерпевает постепенную трансформацию. Расцвет
исполнительской традиции горлового пения, которая имеет единую мировоззренческую основу
со сказительством, может повлиять на возрождение сказительского искусства в современной
Туве.