В работе рассмотрена роль базовых (как вокальных, так и инструментальных) параметров тувинской музыкальной культуры, которые, несмотря на социальные и политические 
преобразования, сохраняют своеобразную конфигурационную 
устойчивость. Актуальность темы продиктована также и существующими концептуальными расхождениями (несоответствиями) между музыкальной практикой и научным ее освоением. Причины этих расхождений были заложены 
культурной политикой советского государства, стремившегося к унификации культуры на всей территории супердержавы исключительно на основе европейской модели 
развития музыкального творчества. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена 
также назревшей необходимостью научного осмысления аксиологического аспекта традиционной культуры в условиях периода ценностных кризисов, ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований и ориентаций. 
В результате проведённых исследований автор приходит к выводу, что определение 
традиции как «непрофессиональной» не означает абсолютного отсутствия в ней своей 
концепции становления и развития звуковых музыкальных построений. Эти знания 
веками передавались из поколения в поколение изустно. Устная традиция имеет свои 
профессиональные механизмы передачи знаний,и задача познания специфических 
закономерностей, не изложенных в письменном виде, является проблемой исключительно 
науки, а не самой традиции.